ashnar_lynx (ashnar_lynx) wrote in ru_anime,
ashnar_lynx
ashnar_lynx
ru_anime

Category:
  • Mood:

В ответ на наброс...

Доброй ночи, милый двачик ру_а.

За неимением лучшего, представляю на ваш суд некие мыслишки, которые пришли мне в голову от нечего делать. Это по поводу "голой правды" от первого числа. Лучше не читайте это, мысли примитивные, изложение убогое, да и вещи, собственно, очевидные.


Знаете, иногда бывает, проснешься, заглянешь в почту – а там какая-нибудь новость, от которой хочется поймать автора и спросить его: а зачем ты, сука эдакая, вообще брался писать о вещи, в которой мало того что не понимаешь, так еще и ненавидишь? Я не могу себе представить себя, идущего на просмотр картины, где главную роль играет актер, которого я на дух не переношу. Это, наверное, из-за моей явной ненормальности. К тому же я дважды… или даже трижды упоротый (кому интересные мои загибоны, милости прошу ко мне в журнал), поэтому мне не придет даже мысль в голову писать подробный разбор о том, что мне так не понравилось, что вызывает нешуточные приступ НЕНАВИСТИ. О чем это я? Да о том вбросе, который сделали первого июня, с книжицей некоего Коломицкого, посвященной ни много ни мало «угрозе аниме».

Нет, конечно фобии бывают разные. Некоторые люди кошек боятся, некоторые боятся звука мобильного телефона. Я собак боюсь, даже самых маленьких. А есть такие люди, которые цифр боятся. Увидят, например, комбинацию «666» - и бежать к ближайшей церкви исповедоваться, грехи замаливать и отбивать указанное батюшкой число поклонов, пока лоб не разобьют… или пол. Вот, оказывается, есть и анимуфобия. Надо будет при случае сказать знакомому психиатру, чтобы внес ее в МКБ-10. Туда, где неврозы. Или акцентуационные психозы. Короче говоря, в ту категорию, где одним из симптомов является полное отключение логики.

Серьезно эту вещь рассматривать нельзя. Начиная с первого абзаца, где нам преподносят совершенно гениальную мысль о том, что если некое явление приобретает массовый характер, это всегда подозрительно. Ну вот, например, однажды какой-то первобытный охотник Аыуыхх придумал обозначать закорючками, где он положил рыбу, где – вяленое мясо, а где – извините, первобытный туалет. И вскоре это приобрело настолько массовое явление, что возникли целые системы таких закорючек. Одной из таких систем я пользуюсь, чтобы писать данные заметки. А ведь наверняка был какой-нибудь Оыухх, который качал своей большой мудрой первобытной головой и говорил про себя: «Подозрительно это все. Надо бы запретить эту субкультуру закорючкофагов…». А дети этого Оыухха крутили пальцами возле висков и говорили: «Помешался наш старик. Разве можно отказываться от хорошей вещи. Ну и что, что Еыахх этими закорючками над пещерой вождя написал «Лох». Они же и для других, хороших надписей годятся».

Хорошо, неудачный пример взял. Первобытные люди были стадными, неразвитыми и не имели правильной методологии. Базару нет. Возьмем не такое уж и давнее прошлое. Итак, представьте себе, царская Россия, молодой поэт не вполне понятного происхождения – то ли негр, то ли эфиоп, то ли вообще еврей, вдруг становится родоначальником моды на русский разговорный язык. Он сам стихи пишет на таком языке, и вокруг него собирается такая же плеяда не совсем нормальных дворянских детей. А все остальное дворянство в то время говорило по-французски. Даже «Журнал Санкт-Петербурга» - и тот выходил по-французски. Думаю, что и тогда нашелся какой-нибудь Пришибеев, который качал головой и говорил: «Подозрительно все это…», а в доказательство цитировал «Луку Мудищева».

Да, это все к вопросу логики автора. Она у него вся такая, несмотря на умные слова и имена Фрейда и Юнга. Щас! Я знаете сколько умных слов знаю, в словаре вычитал. Только даже если я их здесь буду в каждой строчке упоминать, все равно будет видно, что я – из глухого украинского села. Так и у Коломицкого, несмотря на «вроде бы академический» слог, из-под маски упорно выглядывает то Оыухх, то Пришибеев.

А ларчик, как всегда, открывается очень просто. Есть макроуровень и микроуровень. Людям свойственно любить хорошие вещи. А поскольку число хороших вещей, увы, не бесконечно, а очень даже ограничено – то и выходит, что многие, очень разные люди, любят одно и то же. Например, кошек. Или аниме. Или кино про Бетмена. Это макроуровень. А есть еще множество вложенных друг в друга микроуровней. То есть, например, одному в Евангелионе нравятся сиськи Аски, а другому попка Рей. А третьему вообще – арбузы. Так вот и увязывается между собой индивидуальность вкуса людей и их склонность объединяться в субкультуры. И они, эти субкультуры, были всегда. Просто сейчас их обозвали умным термином и сделали объектом пиара. И молодцевато бежать, обличать и запрещать – это тоже субкультура, еще Крапивиным красочно описанная. Подозрительно, да? Еще бы. Давайте ее запретим.

Что у нас там дальше по списку? Семь причин, которые делают аниме тем, чем оно есть. На каждую – по толстому философскому обоснованию, со скриншотами и кучей умных слов. Честно говоря, я их так и не прочел. «Пунктов» хватило с лихвой.

Достаточно, пожалуй, разобрать пассаж о сверхидее и использовании архетипических образов. Нет, ну понятно, что Пропп с Фрэзером в сравнении с Коломицким – это жалкие дилетанты. Обоим даже не пришло в голову, что использовать в композиции повествования архетипы придумали японцы с целью влияния на неокрепший мозг. Они разбирали почему-то сказки и легенды вполне себе западного фольклора. И почему-то их никто запрещать не призывает, хотя в тех же скандинавских легендах асгардского цикла наличествует и эсхатология, и символика сновидений, и поиски истины. Да и аутентичный сборник Афанасьева автору нельзя показывать. Инфаркт хватить может от некоторых вполне себе русских сказок, особенно тех, которые в народе звали «круто посоленными». Короче говоря, анализируя любой художественный текст, можно упереться в какой-нибудь зверский архетип. Даже Толкин, создавая свое Средиземье, так упорно старался уйти от существующих архетипов, что… создал ряд своих собственных. И все они так или иначе затрагивают то, что запрятано глубоко в подсознании. Это такое свойство создаваемых человеком текстов. Потому что они, тексты, не в платоновском пространстве идей рождаются. А в человеческом разуме. А этот человеческий разум буквально нашпигован подобными подсознательными образами, и сознательно или несознательно – они окажутся на бумаге. Или на экране, если говорить о аниме. Далеко ходить не надо: уже упомянутый выше «Евангелион» родился из попытки режиссера разобраться в собственных проблемах.

Так о чем вообще-то толковали? А, о сверхидеях. И о правде, которая людям не нужна. Вопрос только в том, что именно считать правдой. Кто-то из древнегреческих философов, кажется, Фалес, сказал удачную фразу – что истина – это бриллиант, каждая грань которого является правдой. А человек в силу своей природной ограниченности не может увидеть сам бриллиант, а видит только одну из его граней. Если человек умный, он понимает – что его правда является частным случаем. А вот если он дурак, то и будет разводить разговоры о том, что правда на самом деле «вот какая», а остальные люди – задроты какие-то, не хотят ее видеть. И именно этот путь ведет в секту, а не просто наличие абстрактной сверхидеи.

Особенно доставляет ссылка на Джордано Бруно. Любопытный, кстати, человек, икона для любителей «ниспровергать сверхидеи и нести правду в народ». Только вот в представлении, будто на костер его отправили «за неудобную правду» - нет ни слова этой самой правды. Бруно умудрился вступить во все известные на тот момент эзотерические секты, и не делал из этого никакого секрета. Более того, он сам собирался такую секту учреждать. Что ж, господин Коломицкий, хотите идти путем Бруно – идите. Создавайте секту «новой философии» и привлекайте людей к борьбе со сверхидеей аниме. Ну, и не обижайтесь, если к вам будут применять ваши же советы, поскольку сами же пропагандируете сверхидею, которая дает простые ответы, дает ощущение сопричастности к некоей высшей сущности, ну и все остальное прилагающееся.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →